История праздника
Рождества Пресвятой Богородицы.
21
сентября - праздник
Рождества Пресвятой Богородицы.
Праздник установлен Церковью в IV веке,
обстоятельства этого события сохранило нам Предание. Это первый
двунадесятый праздник церковного года, ибо церковный год начинается 1
сентября (по старому стилю).
О
Рождестве и детстве Пресвятой Богородицы мы знаем не из книг Нового
Завета, а на основании Священного Предания. Подробно об этих событиях
рассказывает апокрифический текст II-III вв., так называемое
Протоевангелие Иакова. Это сказание, хотя и не относилось к
каноническим новозаветным текстам, издревле пользовалось авторитетом.
Оно
повествует о благочестивой чете из Назарета Галилейского - Иоакиме и
Анне. Иоаким происходил из царственного рода Давидова, а Анна была
дочерью священника от племени Ааронова, Матфана (другая его дочь,
София, была матерью Елисаветы, ставшей матерью Иоанна Предтечи). Иоаким
и Анна были праведны пред Господом, соблюдали Его заповеди и всем были
известны не столько знатностью своего происхождения, сколько своим
смирением и милосердием.
Жили они
безбедно, Иоаким владел многочисленными стадами. На себя тратили только
одну треть своих доходов, другую жертвовали в храм, а третью раздавали
бедным. Однако у них не было детей, а у израильтян это считалось
позорным, так как бездетные люди лишались надежды иметь Мессию своим
потомком. По понятиям того времени, безчадие считалось безславием и
тяжелым наказанием. В один из великих праздников Иоаким пришел в
Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Господу, но первосвященник
отверг приношение Иоакима, укорив его безчадием. Также и другие
одноплеменники поносили его, говоря: "Непозволительно тебе приносить с
нами дары твои, ибо ты не сотворил семени в Израиле". Иоаким был до
того опечален, что не пожелал вернуться домой, а отправился в пустыню,
где в течение сорока дней пребывал в посте и молитве.
Анна
осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала, как вдруг
заметила гнездо с птенцами на ветке лавра. "Увы! - воскликнула Анна. -
Чему могу уподобить себя? Кто дал мне жизнь, что так проклята я перед
сынами израильскими? Они смеются надо мной и оскорбляют меня, и изгнали
из Храма Господня! Увы! Чему уподоблю себя? Я не могу сравниться с
птицами небесными, ибо птицы плодовиты перед Тобою, Господи. Не могу
сравниться с тварями земными, ибо они плодовиты. Я не могу сравниться с
морем, ибо оно полно рыбами, ни с землею, ибо она дает плоды во времена
свои и благословляет Господа".
И тогда явился
в саду Ангел Господень и сказал: "Анна! Господь услышал молитвы твои, и
ты родишь Дочь благословенную. Ради Нее благословятся все роды земные.
Чрез Нее дастся спасение всему миру, и наречется Она Марией". Анна дала
обет: если у нее будет дитя, отдать его на служение Богу. Такое же
видение было и Иоакиму в пустыне. Иоаким и Анна встретились, вместе
принесли благодарственные жертвы в храме и возвратились домой, с
твердой верой, что получат по обетованию Господа.
Православная
Церковь с древних времен празднует 9(22) декабря Зачатие Пресвятой
Богородицы от престарелых родителей, а через девять месяцев после этого
дня, 8(21) сентября, Пречистая Дева родилась на свет. По иудейскому
обычаю, в 15-й день по рождении младенца, Ей было дано имя, указанное
ангелом Божиим - Мария, что значит "госпожа", "надежда".
Мария росла
и укреплялась, окруженная заботой родителей. Предание говорит, что
когда ей исполнилось шесть месяцев, Анна поставила Ее на землю, чтобы
посмотреть, может ли Она стоять. Мария сделала семь шагов и
возвратилась в руки матери. Анна решила, что Дочь ее не будет ходить по
земле, пока она Ее не введет в храм Господень. Она устроила особое
место в спальне дочери, куда не допускалось ничто нечистое, и призвала
непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за младенцем.
Когда
Марии исполнился год, Иоаким устроил пир, на который собрал
священников, старейшин и много народа, и принес в это собрание Марию,
прося всех благословить Ее. "Бог отцов наших, благослови Младенца Сего
и дай Ему имя славное и вечное во всех родах", - таково было
благословение священников. Анна же радостно прославляла Бога, что Он
разрешил ее неплодие и "отъял поношение врагов ее". Еще через год
Иоаким думал исполнить над Марией обет посвящения Ее Богу, но Анна,
боясь, что в храме дитя соскучится по дому, и желая подольше удержать
Ее при себе, уговорила мужа отсрочить на один год его намерение.
Всего
трех лет от роду Пресвятая Дева была введена во храм. К торжеству
посвящения в Назарете собралось много родных и близких Иоакима и Анны.
Все они отправились в Иерусалим, находящийся в трех днях пути от
Назарета. После вступления в город и семидневного очищения постом и
молитвою праведные Иоаким и Анна со всеми сопровождавшими их
приблизились к храму, ведя свою трехлетнюю дочь. На встречу им из храма
вышли священники во главе с первосвященником Захарией.
Крыльцо,
ведущее к храму, состояло из 15 высоких ступеней, по числу степенных
псалмов, которые священники и левиты пели на каждой ступени при входе в
храм. Иоаким и Анна поставили дочь на первую ступень, и, к всеобщему
изумлению, трехлетняя Мария без посторонней помощи взошла на самый
верх, где ее принял первосвященник Захария. По слову предания, он не
остановился там, где обычно стояли молящиеся, но ввел ее в Святое
Святых, подобно ветхозаветному кивоту Божию.
Во
все время пребывания в храме Мария невозбранно входила туда для
молитвы. После введения Иоаким и Анна, принеся благодарственную жертву,
вернулись домой, а трехлетняя Мария была оставлена при храме для
воспитания с другими девами. Вокруг храма были построены особые
помещения, где жили девы, посвященные и служившие Богу. Жизнь Девы
Марии при храме отличалась особенной чистотой и святостью. Она вставала
с рассветом и, по свидетельству предания, три раза в день совершала
молитву: утром, в полдень и вечером. В остальное время Она занималась
чтением книг Священного Писания и рукоделием. В песнопениях Церкви
свидетельствуется о явлении ангелов Пречистой Деве с небесной пищей.
Когда Марии было около девяти лет, Она лишилась Своих престарелых родителей: сначала умер Иоаким, а вскоре и Анна.
Девственная
чистота, уважаемая в христианстве, не считалась добродетелью у евреев.
Все девы, воспитанные в храме, должны были, по достижении возраста,
вступать в супружество. Когда Марии исполнилось 14 лет, первосвященник
объявил Ей, что, по обычаю, Ей нужно оставить храм и выйти замуж.
Пресвятая Дева ответила, что Она от рождения посвящена Богу и желает
всю Свою жизнь соблюсти девство.
Священники,
не зная, как поступить, стали просить Бога, чтобы он объявил им Свою
волю. Первосвященник, облачившись в священные одежды, вошел за завесу с
молитвою, и ему явился ангел Господень и сказал: "Захария! Собери
неженатых мужей из колена Иудова от дома Давидова, и пусть они принесут
жезлы свои. Кому Господь покажет знамение, тому отдашь Деву в
соблюдение девства Ее".
Первосвященник собрал этих мужей, взял у них
жезлы и внес в храм. На следующий день, когда священники вошли в храм,
оказалось, что жезл, принадлежавший Иосифу, расцвел. А когда священник
стал раздавать жезлы и подал последнему Иосифу, все увидели, что сверху
слетел голубь и сел на его жезл. Тогда Дева Мария была с ним обручена,
то есть поручена ему не для брака, а для хранения Ее девства. После
обручения Иосиф с Марией отправились в Назарет, где Пресвятая Дева вела
такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.